В РГГУ состоялись II Международные научные чтения,  посвященные Л.В.Шапошниковой (1926–2015)

Утверждая вечные ценности…

 

В РГГУ состоялись II Международные научные чтения, 

посвященные Л.В.Шапошниковой (1926–2015)

Людмила Васильевна Шапошникова – выдающийся ученый, писатель, путешественник и общественный деятель современности, создатель первого в России общественного Музея имени Н.К.Рериха, родоначальник новой научной школы рериховедения. Оставленное ею научное наследие, разработанные методологические подходы к изучению жизни и творчества Рерихов и исследовательские направления заслуживают серьезного научного осмысления.

 

26 июля 2019 года в Москве, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) – крупнейшем отечественном университете страны, прошли II Международные научные чтения, посвященные Л.В.Шапошниковой. Этот значимый научный форум был организован Международным Центром Рерихов. Соорганизаторы Чтений – Российская академия естественных наук, Российский государственный гуманитарный университет, Кыргызско-Российский Славянский университет, Институт мировой культуры КРСУ, Секция «Русский космизм» Российского философского общества, Секция гуманитарных наук и творчества РАЕН, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Международная Ассоциация Фондов Мира, Благотворительный фонд имени Е.И.Рерих.

 

Докладчики из разных городов России, а также из других стран, собравшиеся на этом форуме науки, выступали в зале заседаний ученого совета РГГУ в окружении скульптур великих античных ученых и мыслителей: Сократа, Перикла, Гиппократа и др. Такая обстановка настраивала участников на высокий академический лад, а также напомнила зал Живой Этики общественного Музея имени Н.К.Рериха, в котором бюсты великих творцов и мыслителей символизировали значимые вехи космической эволюции человечества.

 

Чтения открыл видеосюжет с выступлением Л.В.Шапошниковой, где в то же время воспоминаниями о ней поделились академик РАН Е.П.Челышев и доктор геолого-минералогических наук П.В.Флоренский. Е.П.Челышев отметил, что Людмила Васильевна Шапошникова развивала новое направление в философии и ее можно сопоставить с академиком РАН Н.П.Бехтеревой в том плане, что обе женщины не боялись заниматься метанаукой, т.е. тем, что расширяет границы научного знания и горизонты традиционной науки. П.В.Флоренский сравнил Л.В.Шапошникову по масштабу сделанного для науки и культуры с деятелями уровня М.В.Ломоносова и А.С.Пушкина.

 

С вдохновляющим и поэтичным видеоприветствием к участникам обратилась председатель Латвийского отделения МЦР М.Р.Озолиня.

 

Вице-президент МЦР Александр Витальевич Стеценко выразил благодарность РГГУ за проведение чтений и отметил, что большое видится на расстоянии и нам еще предстоит осмыслить жизненный и научный подвиг Л.В.Шапошниковой. Если бы не Людмила Васильевна, то, возможно, Святослав Николаевич, который, согласно предвидению Е.И.Рерих, ждал встречи с ней много лет, не передал бы наследие в Россию. Мужество, настойчивость, самоотверженный труд и преданность идее позволили Л.В.Шапошниковой создать общественный Музей имени Н.К.Рериха, в котором наследие изучалось специалистами более четверти века, что доказывает его важность и актуальность. Создание общественного Музея – удивительный эксперимент. Творцы культурного наследия – не чиновники, а несущие нам высшее слово гении, сохранять же наследие должно в первую очередь общество. С созданием МЦР и общественного Музея в России были заложены основы общественного движения в культурном пространстве страны. По сути, МЦР заложил основы общины будущего, о которой сказано в Живой Этике, ради которой трудился в XIV веке святой Сергий Радонежский, создававший общину, в которой все были объединены единым стремлением к труду на Общее благо.

 

По сравнению с первыми рериховскими организациями, возникавшими еще в 1930-е годы, Людмила Васильевна Шапошникова расширила поле культурной деятельности и стремилась ввести идеи Живой Этики в научный оборот. Она самоотверженно боролась против невежества, клеветы, звучавшей в адрес Рерихов, что для нас является примером. Благодаря ей в мире снова вспомнили о миротворческих идеях Пакта Рериха. Россия – великая страна, страна великой культуры, но мы должны воспользоваться идеями Пакта Рериха, чтобы еще выше поднять ее мировой престиж.

 

Надежда Матвеевна Сурнина, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой Уральского государственного экономического университета, в своем выступлении подчеркнула, что научный подвиг Л.В.Шапошниковой состоял в опыте нового синтеза различных знаний. Это особенно актуально в век конвергентных технологий, тогда, когда ведущие ученые встречаются с Далай-ламой. Л.В.Шапошникова подготовила все, чтобы можно было продвигать идеи Живой Этики в науке и жизни. В обществе зачастую преобладают ценности собственничества и техногенной цивилизации, но такой путь неприемлем для России. В русле идей Живой Этики Н.М.Сурнина и ее коллеги сегодня работают над концепцией культуроцентризма в экономике.

 

От имени ректора РГГУ А.В.Безбородова с приветственным словом к собравшимся обратилась Вера Ивановна Заботкина, доктор филологических наук, профессор, проректор РГГУ по международному сотрудничеству. Она выразила благодарность за то, что в качестве площадки для научных чтений, посвященных Л.В.Шапошниковой, был выбран именно этот университет. По словам В.И.Заботкиной, идеи Рерихов и Л.В.Шапошниковой о синтезе искусства, науки и религии актуальны и современны в свете развития когнитивных наук. Сейчас, в эпоху синтеза, открытия происходят на стыке различных дисциплин, парадигм. Кроме того, для развития науки и научной дипломатии чрезвычайно важны идеи миротворчества. РГГУ под эгидой ЮНЕСКО участвует в большом европейском проекте по научной дипломатии. Без философии Н.К.Рериха невозможно говорить о научной дипломатии, ведь он предсказал многие процессы в этой области. В отношении философии Живой Этики проректор отметила, что мы живем в эпоху деаксиологизации, т.е. утраты высших ценностей, когда все ориентировано на внешний эффект. В этой ситуации конференция своевременна, поскольку она возвращает к истокам вечных ценностей.

 

От имени РГГУ выступил и Валерий Владимирович Минаев, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры экономико-управленческих дисциплин в филиале РГГУ (г. Домодедово), академик РАЕН, бывший первый проректор РГГУ. Он отметил, что позитивистская наука не дает ответов на все вопросы, а между тем человечество стоит перед серьезными угрозами: историк и футуролог, профессор Ю.Н.Харари предостерегает, что к 2040-му году компьютерные технологии достигнут такой ступени развития, что человечество просто перестанет их понимать. При ведущих университетах мира создаются институты будущего, и если такой институт будет создан в России, то участники этой конференции могли бы сотрудничать с ним. Пока РГГУ совместно с философским факультетом Казанского университета провел несколько конференций по футурологической тематике, на них, в частности, обсуждалась концепция нового гуманизма. В.В.Минаев рассказал о сотрудничестве с Я.Д.Васильевой, директором «Института Хамбо Ламы Итигэлова». В.В.Минаев преподнес в дар МЦР в лице его вице-президента А.В.Стеценко книгу, в которой Я.Д.Васильева запечатлена на одной из научных конференций в общественном Музее имени Н.К.Рериха.

 

Л.В.Шапошникова была не только мыслителем, разрабатывающим в свете идей космизма философию искусства, но и одним из создателей общественного Музея имени Н.К.Рериха, где ею была собрана крупнейшая коллекция полотен русских художников-космистов. С докладом «Коллекция художников-космистов общественного Музея имени Н.К.Рериха как одно из проявлений космического мировоззрения Л.В.Шапошниковой» выступила директор общественного Музея имени Н.К.Рериха Наталья Николаевна Черкашина, которой довелось долгие годы работать с Л.В.Шапошниковой. Людмила Васильевна восприняла космическое мировоззрение всей душой и сердцем, оно стало сутью ее жизни и творчества. Картины художников, выставлявшихся в Музее имени Н.К.Рериха, несут в себе мысль о человеке как космическом существе, отображают Высшие миры. В Музее собрана коллекция картин В.Т.Черноволенко, Б.А.Смирнова-Русецкого, которые в 1920-е годы входили в группу «Амаравелла». Сотрудничавшие с Музеем художники разные, уникальные и неповторимые, среди них: О.Н.Высоцкий, А.Б.Маранов, Лола Лонли, Феодосия, Ю.Г.Ушков, Ю.Э.Кузнецов и др. По словам художницы Феодосии, идеи философии Живой Этики, труды Л.В.Шапошниковой дают возможность осмыслить духовный опыт художника, а также дают силы творить и продвигаться к новым вершинам в искусстве.

 

Различным аспектам красоты были также посвящены доклады Г.А.Яковлевой и М.Ю.Логиновой. «Целительный путь Красоты» проанализировала Галина Анатольевна Яковлева, кандидат медицинских наук, врач высшей категории. Труды Л.В.Шапошниковой, основанные на Живой Этике, раскрывают энергетическую основу и эволюционную роль красоты и культуры, их влияние на здоровье духа, ведущее к здоровью тела человека. Многие ученые исследуют эмпирическим путем целительную силу искусства. Произведения искусства вызывают множество физиологических реакций в организме. Идеи философии космической реальности – Живой Этики – находят эмпирическое, естественнонаучное подтверждение.

 

Марина Юрьевна Логинова, культуролог, директор Харьковского Музея жизни и творчества семьи Рерихов, исследовала тему красоты в докладе «Л.В.Шапошникова о преображающей силе Красоты: осмысление и актуальность проблемы». О значении красоты в духовном совершенствовании человека писали многие деятели мировой культуры. Заслуга Л.В.Шапошниковой в том, что она дала определение Красоты как космического явления энергетического характера, объяснила преображение человека через Красоту, которое происходит в процессе энергообмена между произведением искусства и человеком. Искусствоведы в монографии «Художественная аура. Истоки, восприятие, мифология» дают определение ауры как эманации произведения искусства, используя понятия: излучение, атмосфера, дыхание, тон, певучесть произведения искусства, ощущение энергетической силы, что является новым словом в искусствоведении. По сути, они вплотную подошли к новому космическому мировоззрению. В докладе также были приведены результаты исследования впечатлений школьников от воздействия на них картин Рерихов.

 

Красота обладает мощным воспитательным потенциалом, влияющим на формирование духовной природы человека. Валерий Андреевич Кучеровский, педагог, журналист (г. Белгород-Днестровский, Украина) назвал свой доклад «Академик Людмила Шапошникова как ученый, педагог и земной учитель». Уже в 1992 году по ее инициативе было создано общественное объединение «Воспитание и образование», а в подмосковных Горках Ленинских стали проводиться научно-педагогические школы-семинары «Человек у порога Нового Мира», где Людмила Васильевна выступала с докладами. Она говорила о том, что в мир пришли дети нового сознания, которые обладают природной энергетикой более высокого уровня, несут в себе синтез, знание сердца, но для их правильного воспитания необходима и новая педагогика. Учителя, воспитатели Международного творческого объединения «Педагогика Культуры» применяют в своей педагогической практике идеи Л.В.Шапошниковой. В.А.Кучеровский привел примеры из своего авторского курса «Человековедение», который он преподает в гимназии города Белгород-Днестровского.

 

Вопросы, связанные с учением о бытии, пространстве и времени, познании и синтезе, а также методологии рериховедения были рассмотрены в докладах О.А.Лавреновой, П.М.Журавихина, О.Н.Калинкиной, И.И.Легкоступа, Л.А.Кожемякиной.

 

Ольга Александровна Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, зам. директора общественного Музея имени Н.К.Рериха по научной работе, раскрыла тему «Индия Духа: пространство, культура и время в творчестве Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой». В творчестве Л.В.Шапошниковой, как исследователя наследия Рерихов, очень много естественного созвучия с ними, особенно с деятельностью Н.К.Рериха – это путешествия, культура, грандиозные общественные проекты. Не герменевтика, это реальная соразмерность личности, позволяющая проникнуть в творческую мастерскую Мастера. Одной из вех, на которых построено их творчество – Индия, которая уже давно стала символом духовности и центром притяжения для российской творческой элиты. Этот символ имеет под собой реальные основания, поскольку древняя культура этой земли позволяет соприкоснуться с Высшим, но для западных людей первоисточники сокровенного знания труднодоступны. И творчество Рерихов и Л.В.Шапошниковой сыграло роль переводчика, сблизившего Россию и Индию, позволившего нам лучше понимать друг друга.

 

Павел Михайлович Журавихин, зам. директора общественного Музея имени Н.К.Рериха, исследовал тему: «Необходимо познать Высшие миры: проблема Высшего начала в научном наследии Л.В.Шапошниковой». Проблема Высшего космического начала является одной из «запретных» тем в современной академической науке, где она не принимается во внимание. На этом фоне особо ценными представляются исследования Л.В.Шапошниковой, которая глубоко и системно осмыслила проблему Высшего с позиций энергетического мировоззрения философии Живой Этики. Высшее есть сложнейшее эволюционно-космическое явление, связанное с мирами более тонких и светоносных состояний материи и энергии, а также Иерархией Учителей. Иерархия направляет развитие сознания человечества. Исследования Л.В.Шапошниковой позволяют снять завесу таинственности и недосказанности в понимании Высшего космического начала, открывают пути для новых достижений в науке.

 

Ольга Николаевна Калинкина, кандидат социологических наук, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры, назвала свой доклад «Осмысление особенностей вненаучного познания в трудах Л.В.Шапошниковой». Научное познание, по ее признанию, является одним из ведущих, но оно не упраздняет другие формы познания мира: философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое и др. Вненаучное познание предшествует научному, оно позволяет постичь сущность явления, увидеть его целиком. Пропуская космический энергоинформационный импульс через свое сознание, сердце человек так или иначе трансформирует и изменяет его, «оземляет». Тем не менее космическая энергетика утончает сознание человека и земную материю. Наука будущего должна быть основана на гармоничном сочетании научных и вненаучных способов познания. Образцы такой науки содержатся в творчестве великих ученых и мыслителей, таких как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Рерихи.

 

Лариса Анатольевна Кожемякина, соискатель, научный сотрудник ОНЦКМ МЦР, сделала сообщение на тему «Синтез как основа межкультурного взаимодействия Востока и Запада в Учении Живой Этики и трудах Л.В.Шапошниковой». Особенностями синтетического сознания в Живой Этике, как считает докладчик, являются: отсутствие отрицания, способность к обобщению, объединению, вмещение противоположностей, доброжелательность, общечеловечность, сердечность, служение Общему Благу. Л.В.Шапошникова, говоря о синтезе, отмечает необходимость вмещения в сознании человека таких противоположностей, как дух и материя, культура и цивилизация, Восток и Запад – восприятие их в контексте целого явления. Синтетическое сознание постигает и воплощает в своей жизни идею культурного единства народов Евразии – единства в многообразии, которое есть симфоническое звучание множества национальных культур, осуществляемое на основе приоритета общекультурных (общечеловеческих) гуманистических ценностей, обладающих мощным гармонизирующим, объединяющим потенциалом.

 

Игорь Иванович Легкоступ, кандидат экономических наук, преподаватель Черновицкого национального университета им. Ю.Федьковича (г. Черновцы, Украина), подготовил видеодоклад на тему «Особенности научного подхода к исследованию наследия семьи Рерихов в трудах Л.В.Шапошниковой». Одной из особенностей методологии академика Шапошниковой является осмысление действия Законов космоса применительно к творчеству выдающихся людей. Закон «Высшее ведет за собой низшее» объясняет механизм действия космической эволюции. Высшее – это Миры более высокой, чем земная, энергетики и измерений, которые влияют на земной исторический процесс через высокодуховных личностей, в числе которых были Рерихи.

 

Следующий блок докладов был посвящен исследованию таких фундаментальных категорий, как дух, знание, будущее на основе трудов Л.В.Шапошниковой. «Категория духа в работе Л.В.Шапошниковой “Философия космической реальности” и ее значение для развития философского познания» – так назвал свой доклад Виктор Васильевич Фролов, академик РАЕН, доктор философских наук, зам. председателя ученого совета МЦР. По мнению докладчика, дух существует только на основе материи, он вечен и непреходящ, представляет собой формообразующее и творческое начало, познавательную силу. Вечность духа определяет беспредельные возможности человека, участвующего в процессе космической эволюции. Использование методологического потенциала категории духа качественно расширяет возможности философии, намечает новые линии развития таких ее областей, как онтология, антропология, история, космология, эпистемология и этика.

 

Анатолий Андреевич Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, зам. руководителя ОНЦКМ МЦР, выступил с сообщением «Тема светлого будущего России по книге Л.В.Шапошниковой “Земное творчество космической эволюции”». Вcя общественная, культурная и научная деятельность Л.В.Шапошниковой, как сказал докладчик, была посвящена будущему России и рассчитана на строительство на ее просторах Пречистого Града. Так называется Град культуры, связанный с познанием космических законов, расцветом искусства. Будущее открывает кладезь неисчерпаемых возможностей для человека. Утверждение ведущего Идеала на пути к этому будущему – шаг первый, приближение к нему – шаг второй. Сочетание этих ступеней и их жизненная реализация есть лестница восхождения. Утверждая будущее мыслями, чувствами и делами, мы превращаем его в настоящее.

 

Ирина Юрьевна Дьяченко, кандидат культурологии, руководитель ОНЦКМ МЦР, подготовила доклад на тему «Грани знания и познания в трилогии “Великое путешествие” Л.В.Шапошниковой». Трилогия Л.В.Шапошниковой – это путешествие в мир высокого знания, которым владели Рерихи, к которому прикоснулась сама Л.В.Шапошникова на маршруте их экспедиции в Азию, а также знания, которое открывает всем нам сегодня Живая Этика. В своем фундаментальном труде Л.В.Шапошникова, основываясь на системе познания Живой Этики, раскрывает грандиозную эпопею формирования на планете Земля космического мироощущения, объединяющего древность и современность, прошлое, настоящее и будущее, пространство и время, Космос и человека. Анализируя в трилогии разнообразные историко-культурные явления (мистерии, подвижничество, движение за сохранение культуры и др.), давая пример изучения биографий великих деятелей (К.Э.Циолковского, П.А.Флоренского, Н.К.Рериха, В.С.Соловьева и др.), Л.В.Шапошникова создает реальную историю науки, задает мировоззренческие ориентиры и утверждает высокие нравственные ценности.

 

С.В.Скородумов и В.В.Виноградова в своих докладах рассмотрели творчество и деятельность таких представителей русской культуры, как выдающийся философ В.С.Соловьев и величайший подвижник, святой Сергий Радонежский.

 

Сергей Владимирович Скородумов, вице-президент МЦР (Ярославль), исследовал «Образ Преподобного Сергия Радонежского в трудах Л.В.Шапошниковой».

 

Людмила Васильевна Шапошникова рассматривает Образ Преподобного Сергия в контексте процессов Космической эволюции планеты Земля. Ему принадлежит ведущая и определяющая роль в формировании энергетического поля русской культуры, которое послужило развитию отечественной мысли. На этом поле в XIX веке появились литература и искусство, ставшие предтечей Духовной революции в России в начале XX века. Своими действиями Преподобный Сергий Радонежский заложил основы эволюции целой страны. Л.В.Шапошникова с большой любовью и ярким литературным талантом раскрывает Образ Святого Сергия. В своих трудах она пишет о нем как о Вестнике космической эволюции. Важное значение обретает Образ Преподобного Сергия и в последующие века после окончания его земного пути. Он был и остается чистым и светлым источником вдохновения для российского народа.

 

Валентина Владимировна Виноградова, культуролог, педагог, сотрудник отдела развития МЦР, выбрала в качестве доклада «Метаисторический анализ Л.В.Шапошниковой “Краткой повести об антихристе” В.С.Соловьева». В этом произведении, по мнению докладчика, осмысливается ключевая проблема выбора человечеством своего пути – или нисхождения, или восхождения по лестнице космической эволюции. Л.В.Шапошникова разработала целостную концепцию метаистории, в которой художественные произведения предстают как отражение процессов космической эволюции. Л.В.Шапошникова показала, что с событиями, описанными Соловьевым в его повести, человечество уже столкнулось в XX веке: происходящие сегодня коренные изменения в пространстве культуры требуют от человека больших знаний. Труды Л.В.Шапошниковой и наследие философов-космистов, убеждена В.В.Виноградова, устремляют нас к светлому Граду Культуры, который необходим сегодня, более чем когда-либо, являясь единственным ориентиром в тернистом пути восхождения человеческого духа.

 

Воспоминаниями о деятельности Л.В.Шапошниковой как индолога и этнографа, доцента Института стран Азии и Африки (МГУ), поделилась Александра Львовна Сафронова , доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории Южной Азии ИСАА (МГУ). Их зачитал сотрудник МЦР Д.Ю.Ревякин, который лично встречался с автором и получил разрешение на выступление. В своем сообщении «Людмила Васильевна Шапошникова: годы в Московском университете» А.А.Сафронова описала деятельность Л.В.Шапошниковой в МГУ, где она проработала более 30 лет, до 1986 года. В воспоминаниях особо отмечалась преподавательская работа Л.В.Шапошниковой, ее умение увлекать аудиторию широтой охвата тематики, нестандартностью мышления и независимостью суждений. Оригинальной и самобытной была научная гипотеза Людмилы Васильевны о происхождении древних дравидийских племен, которую она выдвинула на основе знания археологического, этнографического, антропологического и лингвистического материала, личных наблюдений, когда бывала в Индии и жила среди этих народов. В свое время Л.В.Шапошникова подготовила докторскую диссертацию на тему «Этногенез народов Индии», но по ряду обстоятельств ее не удалось защитить. Материал диссертационного исследования пока не найден.

 

В завершении II Международные научных чтений, проходивших в РГГУ, участники этого масштабного научного мероприятия приняли резолюцию, в которой наметили дальнейшие пути изучения и популяризации творческого наследия Л.В.Шапошниковой.

 

Чтения показали, что научные труды Л.В.Шапошниковой востребованы и вызывают большой интерес и высокую оценку ученых и исследователей в разных странах.

 

8_
 

2_
 

 

пресс-секретарь Роман Синицын, член Союза журналистов России,

Доктор делового администрирования (DBA) по маркетингу и связям с общественностью, 

Доктор делового администрирования (DBA) по корпоративному праву 

Роман Сенегин14 августа 2019
99
 0.00