Новые интернет-профессии

В 2001 г. известный веб-дизайнер Артемий Лебедев направил письмо на имя министра труда и социального развития Российской Федерации Александра Починка с просьбой включить в ЕТКС некоторые профессии, имеющие непосредственное отношение к Интернету: «Калибровщик карандашных дощечек уже давно есть в ЕТКС, а веб-дизайнера и HTML-кодера почему-то до сих пор нет». C тех пор ситуация мало изменилась. Бурное развитие Интернета предполагает, что профессии появляются и находят свое место на рынке труда раньше, чем их заносят в различные классификаторы и справочники. Попробуем разобраться в этих новых Интернет-профессиях — что они означают, кто может на них претендовать и каковы их перспективы.


ИНТЕРНЕТ РОЖДАЕТ НОВЫЕ ПРОФЕССИИ

Когда новые технологии овладевают массами, они убивают одни профессии и порождают другие. На смену курьерам пришли телеграфисты, извозчиков заменили водители-механики, а метранпажей подвинули специалисты по компьютерной верстке. Сегодня новые профессии генерирует Интернет.

Можно сказать, что еще несколько лет назад Интернет как место приложения сил практически не существовал, а сейчас работа в Сети становится важным фактором экономики. Представления о том, как должна быть устроена «новая» экономика и электронный бизнес, меняются слишком быстро. За Интернетом не способен угнаться ни один академический учебный курс. Поэтому выучиться на Интернет-профессионала пока невозможно. Более того, нет даже четкой классификации «новых» профессий.

В штатном расписании западной Интернет-компании можно встретить главного стратега Интернет-сообщества, лидера виртуальной организации, менеджера по работе сайта, специалиста по каналам электронной почты и даже «этичного хакера» («неэтичный» состоит на службе в компании, информационную систему которой и пытается взломать).

За последние несколько лет требования к персоналу для Интернет-проектов выросли. Раньше заказчики хотели создавать красивые сайты и наибольшим спросом пользовались веб-дизайнеры. Теперь пришло время проектов, в основе которых лежат серьезные бизнес-модели и технические решения. Возник спрос на хороших управленцев, способных делать прибыльный бизнес. Можно сказать, что никаких новых экзотических профессий не появилось. Как и в традиционном бизнесе, нужны профессиональные менеджеры и программисты, умеющие хорошо работать в команде и делать хорошие проекты.


СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

Интернет-профессии можно разделить на пять категорий:

  • разработка;
  • маркетинг и продажи;
  • администрирование;
  • инфотехника;
  • информация (содержание).

Работа над Интернет-проектом требует хорошо организованной команды. В нее обычно входят главный редактор сайта, координирующий работу контент-менеджеров; архитектор, определяющий связи между разными разделами сайта; технический руководитель, у которого в подчинении находятся веб-дизайнеры и программисты. Стратегией развития бизнеса занимаются бизнес-аналитики, менеджеры проектов и, конечно, руководитель Интернет-проекта. Бразды правления из рук «технарей» переходят в руки людей, обладающих деловым чутьем и организаторскими способностями.

Поскольку Интернет-проекты отличаются высокой степенью публичности (последствия решений клиенты мгновенно испытывают на себе), на первое место выходит не технический багаж специалистов, а их уровень мышления и личные качества — динамичность, желание постоянно осваивать новое (как говорят на Западе, «драйв»), деловая хватка и умение работать в команде.


ПОПУЛЯРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОФЕССИИ

Кроме слова «Интернет» достаточно популярным стало слово «оффшор», или «аутсорсинг». Последние два слова означают удаленную работу, когда работник или исполнитель живет, например, в одной стране, а заказчик или работодатель – в другой. Результаты труда исполнитель предоставляет через Интернет. Расчет также происходит удаленно, благо возможностей для этого сейчас достаточно.

Эта схема справедлива как для отдельных специалистов, так и для целых коллективов и организаций. Поэтому весьма вероятно, что и среди нас есть представители всего многообразия новомодных Интернет-профессий. Рассмотрим подробнее, что собой представляют наиболее популярные Интернет-профессии, и какие требования предъявляются к их представителям.


РУКОВОДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА

Одна из характеристик руководителя Интернет-проекта звучит следующим образом: «Такой человек должен разбираться в бизнесе, маркетинге, понимать потребности клиента, логистику. Уметь не просто сделать классный портал, а создать продукт, приносящий прибыль. В общем, это менеджер, которому все равно, чем управлять».

Проект-менеджеров делят на два типа. Одни занимаются техническими вопросами — программным обеспечением, техническим обоснованием проекта, анализируют информацию финансового и маркетингового отдела, отвечают за грамотное привлечение человеческих и технических ресурсов, в общем, делают то, что и проект-менеджеры в любой компании.

Когда проект запущен, на сцену выходит проект-менеджер второго типа — он привлекает рекламодателей, поддерживает и продвигает сайт. Обычно такие люди технически подкованы, но, случается, они не имеют технического образования. От кандидатов в проект-менеджеры обычно требуется хороший английский. Возраст и пол значения не имеют.


МЕНЕДЖЕР ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять перспективность электронной торговли. Кто же ею занимается? Большинство из них имеют опыт работы в сфере маркетинга. Менеджер по электронной торговле может добиться успеха, если он владеет техническими знаниями, но гораздо важнее «развивать в себе понимание того, как работает бизнес в целом и за счет чего развиваются компании».

Менеджеры по электронной торговле должны прекрасно разбираться в особенностях развития бизнеса, знать его «болевые точки», уметь создавать новые рынки и работать на них. Менеджер по электронной торговле разрабатывает, выполняет и руководит электронной торговлей в сети компании или информационного канала. Принимает решения по ключевым вопросам, связанным с программированием и информационным обеспечением. Определяет модель бизнеса для ее распространения в режиме онлайн при помощи электронных средств доставки. Руководит маркетингом и продажами. Осуществляет набор в группу развития бизнеса.

Требования: предварительный опыт работы в области разработки бизнес-систем, понимание технологии предоставления бизнес-услуг в режиме онлайн, знание возможностей Интернета, стратегии отношений клиент — поставщик, навыки руководства и реализации проектов.


КОНТЕНТ-МЕНЕДЖЕР

Более привычной Интернет-профессией считается контент-менеджер (редактор веб-каталога), который работает с содержанием сайта, его наполнением (текстовым, изобразительным), и, конечно же, поддерживает порядок на сайте. Отслеживание «актуальности» контента занимает 30–40% времени. Например, если сайт ориентирован на производителей оборудования, требуется вовремя убирать с сайта информацию о продукции, снятой с производства и добавлять новые данные.

Помимо хорошего владения русским языком от контент-менеджера требуется знание предметной области. Желательно и знание английского языка, ведь часть информации берется с англоязычных сайтов.


КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР

Руководит творческим процессом и обеспечивает необходимое качество разрабатываемых продуктов. Устанавливает и контролирует графическую индивидуальность сайта. Разрабатывает и руководит дизайном, графикой, анимацией, аудио- и видеорядами сайта, включая информацию о продукте, новости и тематические статьи, а также специальные проекты. Руководит процессом профессионального становления дизайнеров компании, привлекает к работе дизайнеров, не являющихся сотрудниками компании, дает указания по стилю оформления и устанавливает стандарты видеоформата.

Требования: опыт работы по специальности, знание смежных интернет- и мультимедийных технологий.


ДИЗАЙН-МЕНЕДЖЕР

Руководит работой групп разработчиков и создателей сайта по подготовке и размещению в Интернете страниц в режиме онлайн с высококачественной графикой и интерактивным видеорядом. Работает над предоставлением клиентам услуг на высоком уровне. Руководит разработкой имиджа проекта в целом.


ВЕБ-ДИЗАЙНЕР

Старейшая Интернет-профессия. Осуществляет подготовку к размещению в Интернете веб-страниц с высококачественной графикой. Так как веб-страница — это информационный дизайн, а не графический, то основными требованиями, предъявляемыми к ней, являются не только внешняя привлекательность, но и понятность интерфейса для пользователя (или “usability” – удобство использования).

Требования: умение работать на компьютере либо опыт работы совместно с верстальщиком, знание основ веб-дизайна, креативность, отсутствие других занятий на время разработки сайта, умение работать в команде. Технические требования — знание программных продуктов Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, GIF-Animator, знание технологий Flash и 3D.


ВЕРСТАЛЬЩИК (HTML-КОДЕР)

Задача верстальщика — обработка материала, изначально представленного в виде текстов (описания, каталоги продукции и др.), и превращение его в веб-страницы на основании разработанного дизайна. Как и веб-дизайнер, это одна из старейших Интернет-профессий.


ИНТЕРНЕТ-ПРОГРАММИСТ

Программист со знанием Интернет-технологий, основными из которых являются CGI, ISAPI и Apache DSO, ASP, JSP, PHP, ASP.NETMicrosoft.NET Framework, сервера приложений Java2 Enterprise Edition и Microsoft.NET, а также веб-сервисы.

Требования к Интернет-программистам следующие: знание платформы J2EE и/или JSP-технологий (для Java-программистов), знание платформы Microsoft.NET (для NET-программистов), владение технологиями HTML/DHTML/JavaScript/CSS, понимание особенностей межбраузерной совместимости, принципов построения динамических страниц с использованием ASP, знание XML/XSLT, знание программных продуктов: HomeSite, UltraEdit, Adobe Photoshop, умение работать в команде, плюс достаточный опыт разработки веб-ориентированных приложений.

АДМИНИСТРАТОР

Администрирование Интернет-проектов входит в компетенцию сетевого администратора, основными обязанностями которого является поддержание работоспособности оборудования, программного обеспечения и канала связи, а также решение вопросов поддержания безопасности.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПО «РАСКРУТКЕ» САЙТА, ИЛИ ПОИСКОВЫЕ ОПТИМИЗАТОРЫ

Каждый Интернет-проект стремится оказаться на пике популярности среди пользователей и держаться там как можно дольше. Пик популярности неразрывно связан с рейтингами и положением сайта в каталогах поисковых систем или поисковиков, наиболее популярные из которых — google.com, yahoo.com, yandex.ru и др. Для этого привлекают специалистов по «раскрутке» сайтов (поисковой оптимизации). Они помогают зарегистрировать сайт в каталогах поисковых систем, оптимизировать содержание и структуру сайта таким образом, чтобы повысить его рейтинги в этих каталогах.

ФОРУМ-МЕНЕДЖЕР, ИЛИ ИНСПЕКТОР ЧАТА

В последнее время все чаще появляется информация о возбужденных судебных исках в связи с некорректными высказываниями о какой-либо компании на Интернет-форумах. Работа форум-менеджера — следить за содержанием форумов и чатов Интернет-проекта: чистить некорректные или нецензурные высказывания, инициировать ответы в разделах FAQ (часто задаваемые вопросы) с привлечением соответствующих специалистов и т.п. Подобную деятельность часто называют «модерацией», т.к. это может быть и удаленная работа.

 

 

СКОЛЬКО СТОЯТ СПЕЦИАЛИСТЫ

Часть специалистов, занятых в Интернет-проектах, не всегда работает над ними от начала и до конца. Кроме того, сами специалисты могут представлять собой не умудренных опытом профессионалов, а, например, студентов, в свободное время подрабатывающих. Поэтому вопрос о стоимости решается в каждом случае отдельно.

Следует учесть, что трудозатраты по работе над Интернет-проектом не обязательно составляют целый рабочий день и не обязательно требуют присутствия в офисе, поэтому реальный доход такого специалиста может существенно варьироваться.

Что касается руководящих позиций, то здесь всё зависит от самооценки и опыта конкретного человека, а также условий и правил формирования суммы оплаты труда, поэтому называть какие-то цифры было бы некорректно. Для получения более полной информации можно рекомендовать посетить один из сайтов, посвященных поиску работы, посмотреть резюме и предложения по интересующей специальности.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Как можно догадаться, большую часть Интернет-специалистов пока нигде не готовят (или готовят с отставанием как минимум на несколько лет с момента фактического появления профессии на рынке труда). Есть базовые специальности — программисты, веб-дизайнеры, системные администраторы. Остальное решают заинтересованность, самообразование и опыт работы конкретного специалиста.

Разработчики Интернет-проектов часто готовы брать студентов старших курсов или выпускников вузов и инвестировать в их профессиональный рост. Основное требование — умение и желание учиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамичность Интернета дает о себе знать. С его развитием постоянно появляются новые Интернет-профессии, и если подобная тенденция сохранится, то их список в ближайшее время значительно расширится.

Например, очередная новинка: онтолог – человек, следящий за однообразием терминов на сайте). Впрочем, самые новомодные Интернет-профессии уже через пару лет могут стать вполне привычными, как это произошло с веб-дизайнерами. Раньше эту профессию считали новой, теперь же говорят: «Токарь, слесарь, веб-дизайнер — ну, это все такое старье...».

 

Материал взят с сайта http://www.betapress.ru/


Понравилось людям