Копирайтер

Любой творческий дар — это прежде всего товар, всегда востребованный рынком. А расхожее мнение о том, что художник непременно должен быть нищ и голоден, скорее всего особо популярно среди тех, кого Господь талантами обделил. Но если человеку от природы даны чувство стиля и легкое перо, то хроническое безденежье ему вряд ли грозит. В конце концов пока еще не написан бестселлер, достойный Букеровской премии, можно зарабатывать на жизнь и копирайтерством.


Литературный легионер

Копирайтер — это человек, пишущий тексты на заказ. От профессионального журналиста, специализирующегося в какой-то одной области (например, политика, бизнес или спорт) и часто имеющего возможность самостоятельно выбирать тему, он отличается в первую очередь универсальностью, позволяющей не упустить выгодного заказчика, а также тем, что исходит из интересов конкретного клиента. В данную профессию нередко идут люди с базовым филологическим, журналистским или психологическим образованием и большим опытом работы в различных СМИ, рекламе, пресс‑службах. Зачастую задача копирайтера не ограничена написанием текста. Такому специалисту вполне могут заказать организацию целой PR‑кампании конкретного политика (партии), фирмы, продукта, куда войдут разработка информационной стратегии, создание запоминающихся рекламных слоганов (девизы), сценариев рекламных роликов и текстов публичных выступлений, подготовка серии печатных материалов для газет, буклетов и листовок и т. д. Правда, по сравнению с коллегами по цеху — писателями и журналистами, даже самые успешные из копирайтеров редко добиваются широкой известности. Но по гамбургскому счету они все равно лучшие. Кто еще сумеет на высоком профессиональном уровне сегодня подготовить материал для книги об истории газового концерна, а завтра — взяться за рекламную статью о математической компьютерной программе для абитуриентов вузов?


Веб-копирайтер

Сплошь и рядом к услугам платных текстовиков прибегают владельцы интернет‑сайтов. Специфика данной работы заключается в том, что помимо умения хорошо писать веб-копирайтеру необходимо представлять, как «вкусно» подать материал потенциальным заказчикам. Он должен непременно обладать серьезными знаниями по оптимизации своих текстов для поисковых машин. Чтобы к статье постоянно обращались пользователи Сети, при работе над ней следует учитывать целый комплекс факторов, например таких, как наличие и расположение определенных слов и фраз (чаще всего востребованных людьми в процессе поиска информации) и их повторяемость. Есть даже мнение, что профессия веб-копирайтера появилась в связи с улучшением алгоритмов поисковых машин, которые по мере совершенствования перестали тупо реагировать на обычные спамерские приманки, да и пользователь нынче пошел куда более привередливый. Поэтому если раньше любой технарь-программист с легкостью брался за текстовое наполнение своего детища, то теперь ситуация меняется. Многие начинают понимать, что чем интереснее статьи и прочие данные, чем точнее они учитывают интересы посетителей и раскрывают тематику сайта и продвигаемого товара или услуги, тем большей популярностью у народа и рекламодателей пользуется ресурс. В связи с чем уже сейчас интернет-боссы готовы платить текстовикам от 10 до 30 долл. за 1800 знаков, и ставки постоянно растут. Но капирайтеру надо соответствовать достаточно высоким профессиональным критериям. К примеру, в наших условиях, когда бюджет большинства электронных ресурсов пока еще не позволяет нанимать большой штат специалистов, текстовику часто приходится самостоятельно верстать текст и вводить визуальное оформление, а для этого необходимо знать виртуальный язык HTML, владеть азами профессии веб-дизайнера, а также разбираться в началах программирования. Впрочем, кое‑кто из профессионалов считает, что когда веб-копирайтер помимо своих основных обязанностей берется выполнять работу верстальщика, администратора сайта, веб-дизайнера и программиста, то начинает походить на мобильный телефон со встроенным фотоаппаратом, который, как правило, является все‑таки больше средством связи, нежели фотокамерой.


Где готовят

Целенаправленно этой профессии не обучают ни в одном высшем учебном заведении. Более того, вряд ли найдутся даже курсы по подготовке копирайтеров или веб-копирайтеров. Да и раздобыть толковый учебник по данной специальности — тоже проблема. А между тем работа того же веб-копирайтера требует массы специфических знаний, которые, впрочем, можно почерпнуть из Рунета.

Так как же поступить, если профессия платного текстовика привлекает настолько, что человек готов вложить в собственную подготовку время и деньги? Как уже было сказано выше, понадобится хорошее базовое гуманитарное образование и опыт работы с текстами (особенно электронными, имеющими свою специфику). Кроме того, начинающему веб-копирайтеру очень пригодятся компьютерные курсы для пользователей новейших редакторских программ. В джентльменский набор следует включить и курсы по работе в Интернете, веб-дизайну и веб-мастерингу.

Вместе с тем желательно уверенно владеть английским языком, чтобы не чувствовать себя белой вороной в среде компьютерщиков, лихо общающихся с помощью специальных терминов.


Оплата

Тем и хороша эта работа, что, будучи свободным художником, специалист сам назначает цену. Каждый раз в зависимости от объема текста, его сложности, сроков сдачи и прочих условий соглашения ему придется решать психологическую задачку, как запросить максимум и при этом не лишиться клиента? Ведь заказчик запросто отправится искать другого копирайтера, который напишет текст не хуже и по демпинговой цене. Но со временем, когда текстовик обретет репутацию и постоянную клиентуру, проблема торга уйдет сама собой. Ведь многие фирмачи прекрасно понимают, чем грозит их бизнесу такая экономия.

Как искать заказчиков

Можно устроиться в специализированное копирайтерское агентство, и оно за определенный процент станет исправно поставлять клиентов. А можно самостоятельно разместить объявления в электронных и печатных базах данных по поиску работы. Но нужно проявлять осторожность, так как среди потенциальных заказчиков нередко попадаются проходимцы, использующие труд наемных работников и забывающие заплатить им за написанный текст. Именно такая история произошла со мной прошлым летом, когда я подрядился писать серию статей для одной турфирмы, организующей платный отдых российских серферов на Багамах. Клиент предложил сделать три рекламных текста, обязавшись заплатить по 200 долл. за каждый. Хорошо еще, что я добился перевода небольшого аванса… Как только работа была выполнена, хозяин турфирмы просто перестал отвечать на мои запросы относительно обещанного гонорара. Я также лично знаю людей, которые несколько месяцев писали сценарии на заказ и вместо гарантированных тысяч долларов остались ни с чем. Так что бдительность, коллеги, и еще раз бдительность!


Перспективная профессия

Пока еще в большинстве российских компаний штатная единица копирайтера отсутствует. Отчасти это связано с заблуждением многих руководителей, искренне полагающих, что грамотно писать тексты — не так уж и сложно, любой человек с высшим образованием может прекрасно справиться. Кстати, именно с подобной ситуацией я столкнулся несколько месяцев назад, когда вел переговоры о подготовке памятной книги к юбилею одной топливной компании. Мой собеседник прямо мне сказал, что написал бы книгу сам, располагая временем для работы в архивах. Следует отметить, речь этого профессионального инженера-газовика, мягко говоря, была не слишком литературной и подходила больше для руководства рабочими, нежели для писательства. Но тем не менее заказчик ни минуты не сомневался, что справится. Однако из своей журналистской практики я знаю, чем обычно заканчиваются подобные эксперименты. До 2000 года мне пришлось работать на армейском телевидении при Главном управлении по воспитательной работе Министерства обороны РФ — бывшем Главном политическом управлении Советской армии. Так вот, за мою бытность военным журналистом генералы-политруки несколько раз пытались сами писать тексты для телевизионных сюжетов. Для редакторов большего мучения, нежели последующая правка этих «нетленок», не существовало. Но, к счастью, подобный «генеральский» подход нынче выходит из моды. А в ближайшем будущем, когда, по оценкам экспертов, большая часть бизнес-процессов начнет перемещаться в Интернет, роль грамотного составителя рекламных и специальных текстов станет стратегической, и услуги копирайтеров будут ценить не меньше, чем деятельность высококлассных менеджеров.
 

Материал взят с сайта www.find-job.ru

Понравилось людям