Специалист по связям с общественностью

Профессия Специалиста по связям с общественностью появилась в США в начале прошлого века как средство для достижения успеха в условиях рыночной конкуренции. Первым понятие «Public Relations» ввел в обиход американский президент Томас Джефферсон в 1807 году. И только через век, впервые компания «Ford» начала осознанно воздействовать на общественное сознание посредствам СМИ. Руководитель компании - Генри Форд - поддерживал хорошие отношения с журналистами, издавал корпоративную газету, снимал документальные фильмы о компании, организовывал экскурсии по
заводу.

Сейчас во всем мире PR играет все более значимую роль в различных областях деятельности. Специализация «Связи с общественностью» считается цельной и трудной, требующей большого объема знаний и навыков. Именно поэтому опытные специалисты в этой сфере так высоко ценятся, а сама профессия считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых.

В России профессия пиарщика официальный статус получила только в 2003 году. До сих пор в стране не уделяется достаточное внимание как образованию молодых пиарщиков, так и использованию услуг PR-агентств. И если рынок Public Relations в России уже сформировался, то объемы его пока не слишком велики, хотя спрос на PR-услуги в стране постоянно растет и, соответственно, объем рынка непрерывно увеличивается.

 

Что же такое Связи с общественностью?

С функциональной точки зрения, PR – это формирование общественного мнения о некотором объекте (компании, человеке, мероприятии, товаре, идее). Многие относят PR к разновидности маркетинга.

Специалист по связям с общественностью, занимающийся традиционным внешним пиаром, отвечает за имидж клиента, несет ответственность за доставку информации о нем целевой аудитории, за «узнаваемость» клиента. Для этих целей пиарщики контактируют со СМИ (дают интервью, пишут рецензии, регулярно проводят мониторинг cредств массовой информации с целью оценки положения клиента), продвигают веб-проекты клиента, проводят различные мероприятия (презентации, акции, пресс-конференции и другие).

Наряду с традиционным пониманием PR, существует еще одна разновидность связей с общественностью – внутрикорпоративные коммуникации (внутренний PR). В обязанности специалиста по внутрикорпоративному PR входит создание и выпуск СМИ для сотрудников компании (периодические издания, стенды, листовки), мониторинг персонала, организация корпоративных праздников, тренингов, профессиональных соревнований. Цель внутрикорпоративного PR - повышение уровня лояльности и мотивированности персонала компании, формирование и поддержка корпоративной культуры.

Выбирая путь карьеры, следует учитывать, что работа в PR-отделе компании отличается от работы в PR-агентстве. В первом случае, будучи глубже осведомленным о потребностях своей организации, пиарщик может оперативное получить внутреннюю информацию о своей фирме, корректировать свои действия и наиболее эффективным образом организовать внутрикорпоративный PR, являясь при этом частью своей целевой аудитории. Такой специалист обладает недоступными внешнему пиарщику ресурсами и требования к результатам его работы выше. На выходе от внутреннего специалиста ожидается более долгосрочный PR-продукт, постоянное его обновление и усовершенствование. Внутреннему пиарщику необходимо очень глубоко разбираться не только в сфере связей с общественностью, но и в специализации и интересах своей компании.

Работая в агентствах по связям с общественностью, специалисты сталкиваются с самыми различными компаниями, изучают и анализируют ситуацию на множестве различных рынках. Здесь просто необходимы умение быстро переключаться с одной задачи на другую. Работа построена по проектному принципу, что накладывает значительный и важный отпечаток: давление сроков, переработки, работа с клиентами и так далее. Кругозор у таких специалистов шире, чем у пиарщиков одной компании.

 

Что необходимо знать, для того чтобы работать в сфере PR?

Психология, социология, маркетинг, политология, лингвистика – вот тот минимум, который необходимо глубоко изучить. Помимо этого, специалист по связям с общественностью должен обладать отличными коммуникативными навыками и креативным мышлением, быть обаятельным и харизматичным, грамотно говорить и писать. Знание иностранных языков является безусловным подспорьем в работе. И так как пиарщик часто отвечает за интернет-ресурсы клиента, ему пригодятся знание Web-технологий и умение работать с графическими редакторами.

Необходимо учитывать, что связи с общественностью – эта та область, где опыт работы играет решающую роль, и получать его необходимо как можно раньше: легче и эффективнее всего - в студенческие годы. Помимо опыта, безусловным помощником в продвижении пиарщика будут членство в РАСО (Российская ассоциация по Связям с общественностью) или наличие сертификатов, выдаваемых РАСО при участии общественного комитета профессиональной сертификации (ОКС).

 

Где всему этому учиться?

В России, в отличие от большинства западных государств, к обучению пиарщика, как правило, относятся как к некоему добавочному компоненту общего образования. Более 70% специалистов на отечественном рынке PR-услуг не имеют профильного образования – это социологи, политологи, маркетологи, филологи, психологи, журналисты по образованию.

Этот факт, между тем, подтверждает мнение большинства специалистов о том, что теоретические знания в работе пиарщика не играют значительной роли. Гораздо важнее его связи (в том числе и со СМИ) и практические навыки, которые приобретаются только с опытом работы (уже во время обучения в вузе стоит уделить этому максимальное внимание).

В любом случае, если вы хотите получить профильное образование специалиста по связям с общественностью, выбирая вуз, обратите внимание на:

  • Наличие обязательной производственной практики (чем больше, тем лучше)
  • Изучение иностранных языков
  • Опыт преподавателей (Ваши преподаватели должны быть опытными пиарщиками, которые смогут делать акценты на нюансах работы, у которых будут свои уже устоявшиеся связи)

Выпускники факультетов по связям с общественностью работают в деловой, политической, культурной, образовательной сферах деятельности:

  • Специалистами по внешним и внутренним коммуникациям
  • Экспертами по имиджу
  • Специалистами по кризисным коммуникациям
  • Копирайтерами
  • Пресс-секретарями
  • Менеджерами по персоналу


Выбор области применения знаний, полученных в ходе обучения, практически не ограничен, и зависит только от желаний и склонностей специалиста.

Не стоит забывать, что образование в области PR не является основополагающим - в мире пиара не без успеха вертятся люди, получившие дипломы по самым различным специальностям. Для тех, кто хочет попасть в их число - существует множество обучающих курсов и семинаров, где можно познакомиться с современным PR-технологиями и по окончании которых выдаются сертификаты. Наиболее популярным курсом является курс Лондонской Школы Public Relations, регулярно проходящий и в России. Сертификат Лондонской школы (LSPR) является одним из наиболее котируемых во всем мире. Так же в сфере пиара будет цениться наличие сертификатов LCCIEB (EFB, WEFT, FTBE) - сертификатов Лондонской Торгово-Промышленной Палаты.

 

Куда пойти работать?

До недавнего времени России в большей степени был присущ PR политический и PR в сфере шоу-бизнеса, однако ситуациия в последние годы меняется и спрос на услуги специалистов по связям с общественностью в бизнес секторе уверенно растет. Сейчас услугами пиарщиков пользуется большинство крупных российских и международных компаний, работающих на отечественном рынке.

По прогнозам специалистов, тенденция роста спроса на услуги специалистов по связям с общественностью еще долго будет характерна как для российского, так и для мирового рынка. И отечественные, и иностранные компании все больше внимания уделяют своему имиджу. В России зарегистрировано более ста крупных организаций, предоставляющих специалистов по PR, и число таких фирм непрерывно увеличивается. А в связи с некачественным образованием наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Множество агентств регулярно занимаются поиском молодых креативных пиарщиков для расширения штата сотрудников.

Вот лишь небольшая часть этих компаний:

  • Fleishman-Hillard
  • Weber Shandwick Worldwide
  • Р.И.М. Porter Novelli
  • SPN Ogilvy
  • Imageland Edelman PR
  • Pro-Vision Communications
  • PRОПАГАНДА

У многих крупных корпораций есть свои собственные PR-отделы, где всегда будут рады высококвалифицированным специалистам.


Понравилось людям